27 октября отмечают День работника автомобилиста и дорожника — так звучит официальное название торжества, которое в народе известно, как День автомобилиста (или шофера). И пусть не все являются прямыми работниками данной сферы, многие имея свой личный автомобиль «вливаются» в этот праздник, как непосредственные виновники.
Из истории.
Праздник пользовался большой популярностью в СССР. Однако не забыли про торжество и после распада союза: народ продолжат чествовать профессиональных водителей в конце второго осеннего месяца.
История этого профессионального праздника начинается с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 г. № 2847-IX об установлении ежегодного праздника «Дня работников автомобильного транспорта» и подтверждён 1 октября 1980 года, когда Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик издал Указ № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», который, в числе прочего, предписывал учредить в СССР в последнее воскресенье октября «День автомобилиста» (который был более известен как «День водителя»). 1 ноября 1988 года ВС СССР издал ещё один Указ № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях», однако внесённые изменения никак не коснулись данного праздника.
День автомобилиста и дорожника был учрежден президентом Беларуси Александром Лукашенко в 1995 году, этот праздник отмечают каждое последнее воскресенье октября.
Значимость сейчас
Автомобильный транспорт, выполняя свою основную задачу по обеспечению потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, оказывает непосредственное влияние на результаты социально-экономического развития регионов и страны в целом. Для обеспечения поступательного развития автомобильного и городского электрического транспорта в республике реализуются Государственная программа развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы и Государственная программа обеспечения городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 годы.
И ведь нужно признать, что это далеко нелегкий труд: внимательный и ответстенный водитель — добросовестный участник транспортного движения, который никогда не подведет своего пассажира. Каждый раз пользуясь общественным транспортом, мы не замечаем насколько профессионально владеет тикими качествами тот, кто доставляет нас из пункта А в пункт Б.
Статистика
Как сообщает Myfin.by, в Беларуси в личной собственности граждан находится 3 031 тыс. легковых автомобилей. Такие данные приводит Белстат со ссылкой на информацию МВД Беларуси по итогам прошлого года. В среднем на 1 тыс. жителей приходится 320 легковых машин. По обеспеченности белорусского населения легковыми авто лидируют Гродненская и Минская области – 363 и 342 машины на 1 тыс. жителей каждого региона соответственно. В Брестской области на 1 тыс. жителей приходится 332 авто (по статистике на конец 2018 года), в Минске – 321, в Витебской области – 311, в Могилевской – 296, в Гомельской – 278.
Конечно же и не оставим без внимания тех, кто дает нам возможность прокатиться по нашим «бескрайним дорогам» — дорожные службы, или как мы называем, дорожники.
Историческая справка
Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи. В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 километров. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.
К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.
Дороги сейчас
Сейчас общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Беларуси составляет около 86,9 тыс. км:
15,9 тыс. км — республиканские дороги,
71 тыс. км — местные.
На 2019 год дорожники возвели и реконструировали более 151,8 км автомобильных дорог и 168,1 погонных метров мостов и путепроводов.
Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора:
автомобильная дорога М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации;
протяженность по территории республики составляет 610,2 км;
автомобильная дорога М8/Е95 граница Российской Федерации — Витебск — Гомель — граница Украины; протяженность по территории республики составляет 456,5 км;
ответвление этого коридора — Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда — Калининград;
протяженность по территории республики 468 км.
Местные автодороги обеспечивают транспортные связи 23 тыс. населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, около 1,4 тыс. агрогородков, 21,8 тыс. деревень и сельских населенных пунктов, а также подъезды к промышленным, сельскохозяйственным и другим объектам.
Работа дорожно-строительных служб заключается не только в строительстве новых магистралей, мостов и их ремонте, но и в нашей безопасности, благоустройстве дорог, организовывает дорожное движение: установка дорожных знаков и нанесение разметок, уход за дорожным покрытием и прилежащей территории. Все для того, чтобы наше «перемещение» было не только правильным, но и комфортным.